Возвращение темного рыцаря (1986)

DKR_marquee_5615a8fd2a2d70.30854925Темный рыцарь существует вне времени. Уже больше 70 лет молодой миллиардер спасает застывший в эпохе ар-деко Готем Сити. И если нам легко поверить в стальной подбородок и твердость убеждений Бетмена (в конце концов, именно это позволяет читателю идентифицировать себя с главным героем), то статичность окружения может вызвать вопросы.

История о постаревшем Бетмене — ответ на подобный вопрос, эксперимент над вымышленной вселенной. Где окажется отошедший от дел, уставший рыцарь?

«Возвращение Темного Рыцаря» — это в первую очередь, высказывание о том, как Бетмена воспринимало общество. Обычно этот вопрос игнорируется: Бетмен и городские власти относятся к друг другу понятным образом — ненавидят или боготворят. Здесь же город представлен полифонией мнений, тиражируемыми СМИ. Неприятная вязкость реальности сквозит сквозь кадры с ток-шоу и vox populi. Картинка проясняется, снова поляризуется на добро и зло с появлением Джокера перед телекамерами. Логика вымышленного злодея несовместима с реальностью.

Бетмен же не изменился. Он постарел, больше думает о своих болячках, но от данного слова бороться с преступностью не отступился. В новых ценностных координатах он предстает упертым недоговороспособным стариканом, а город — сборищем необучаемых конформистов. Невозможность мирного разрешения конфликта Бетмена и общества* сродни безвыходность ощущения холодной войны. Если эхо 80-ых годов и ушло, то информационный шум, демагогия и бесчинный плюрализм — остались.

a5b0247ed263060cb63bf672c7daa79aПара маленьких замечаний:

  • Комикс считается вехой, поворотом жанра к глубоким героям, нетривиальным мотивациям, окончательный отказ мейнстримовых издательств от оков CCA.
  • Прекрасная сетка кадров 4 на 4 используется во всей книге и ломается в экшн-моменты. Просто и эффектно.

* Замечательно, что Бетмен напрямую с обществом так и не сталкивается. Как и у Джокера, логика его существования не вписывается в реальный мир — столкновение происходит с собирательным, а потому бессмысленным для нас, образом Супермена.