Шоа (1985)

Доклад о необходимых технических доработках газенвагена (курсив мой).

Секретный доклад
Дело государственной важности
Берлин, 5 июня 1942-го

Необходимо изменить конструкцию транспортных спецсредств, применяемых в Кульмхофе (Хельмно), а также тех, которые еще находятся в производстве. С декабря 1941-го, 97 000 обработаны (verarbeite) тремя спецмашинами, без серьезных инцидентов. Однако, в процессе эксплуатации выявлены следующие технические недостатки:

  1. Начнем с загрузки, которая обычно равна 9-10 на 1 кв. м. В весьма объемных машинах производства фирмы Заурер, максимальное использование пространства невозможно, не из-за превышения допустимой нагрузки, а из-за потери устойчивости, влияющей на управляемость транспортного средства. Следовательно, необходимо уменьшить площадь загрузки, как минимум на 1 кв. м. вместо того, чтобы решать проблему уменьшением количества загруженных, как делали до сих пор. К тому же, можно сократить время цикла, т.к. не надо будет заполнять окисью углерода лишнее пустое пространство. Сделав погрузочную платформу более компактной, можно существенно сократить затрачиваемое на операцию рабочее время. В течение дискуссии, изготовители хотели нас убедить, что уменьшение свеса задней части фургона повлечет за собой нарушение общего весового баланса. Они утверждают, что в результате передняя ось будет перегружена. Они не учитываю тот факт, что баланс установится автоматически, т.к. груз, в течение операции, естественным образом стремится к задней двери и, вплоть до конца операции, будет расположен именно в этом месте. Итак, никакой перегрузки передней оси не произойдет;
  2. Необходимо защитить приборы освещения от возможных повреждений. Лампы, во избежание повреждений необходимо отделить стальной решеткой. Внутреннее освещение можно было бы вообще убрать, т.к. очевидно, что оно никогда не используется. Однако наблюдения показали, что в момент закрытия, по мере наступления темноты, груз оказывает сильное давление на закрывающиеся двери. Груз, естественным образом, стремится к свету, стараясь избежать наступающей темноты, что затрудняет процесс закрытия дверей.  Кроме того, из-за естественной боязни темноты, в момент и после закрытия дверей усиливаются крики. Поэтому, было бы полезно обеспечить подсветкой начало операции;
  3. Для более легкой и быстрой очистки фургона изнутри, в центре пола необходимо необходимо сделать закрываемое дренажное отверстие, диаметром 20-30 см, к которому будет присоединен слив так, чтобы жидкости могли вытекать уже в процессе операции. При полной очистке, дренаж поможет удалить и более существенные загрязнения.

Вышеупомянутые тех. изменения, должны быть сделаны в спецмашинах только тогда, когда они станут на профилактику. Новые 10 машин, заказанные фирме Заурер, должны быть приняты в эксплуатацию уже со всеми указанными изменениями, опробованными на практике по мере необходимости, руководителем группы II D оберштурмбаннфюрером СС Вальтером Рауфом.

Подпись удостоверена.